Преимущества лодок из ПВХ
Популярность лодок из ПВХ обусловлена рядом причин:
- Стоимость надувной лодки меньше;
- Хранение не требует специального помещения;
- Транспортировка возможна практически любым транспортом;
- Минимальный вес.
Что касается веса надувной лодки, то даже трехместную можно самостоятельно пронести несколько десятков метров, при условии, что она пустая. В том случае, если на лодке установлен мотор, и в нее уложено снаряжение, сделать это уже не получится, а переносить частями удовольствие еще то.
Идеальным решением является установка на транец надувной лодки пары колес.
Купить или сделать самому?
Заводская система, полностью готовая к установке, будет стоить порядка 4-10 тысяч рублей, в зависимости от модели. Это достаточно дорого.
В том случае, если вы решите изготовить колесную пару самостоятельно, даже с учетом сварочных работ, вполне реально уложиться в две тысячи. Естественно, что изобретать свое колесо глупо, и их стоит просто купить. Тем более, что необходимы обязательно колеса с камерами, а вот все остальное можно сделать самому.
Выбор материала
После того, как решение принято, необходимо определится с материалами, из которых будет изготовлена система. Учитывая необходимый запас прочности и то обстоятельство, что большую часть времени она будет контактировать с водой, выбор сводится к двум вариантам – нержавейка или алюминий.
Колеса лучше всего приобретать среднего размера и шириной не менее 6-8 см. Что лучше, втулка или подшипник – вопрос спорный и напрямую зависит от качества.
Большинство китайских производителей используют в своих изделиях дешевые подшипники, срок службы которых весьма недолог.
Транцевое крепление и стойки могут быть выполнены из трубы круглого либо квадратного сечения, диаметром 25-30 мм, исходя из предполагаемый нагрузки.
Основные элементы транцевого шасси включают в себя:
- две стойки с колесами;
- два транцевых кронштейна;
- две пластины для надежного крепления кронштейна к транцу;
- болты, гайки, шайбы.
Стойки могут быть как прямыми, так и изогнутыми, все зависит от конструкции лодки.
Изготовление транцевых колес своими руками
Рассмотрим подробнее изготовление транцевого шасси из нержавеющих труб квадратного сечения. Начнем с разметки мест крепления кронштейнов на транце. Основная задача – установить их таким образом, чтобы не повредить подвесной мотор.
Для изготовления кронштейнов необходимо взять два отрезка прямоугольного профиля длиной 10 см. Ширина выбирается в зависимости от размера стоек (они должны ходить свободно, но достаточно плотно). Крепятся кронштейны в нижней части транца с помощью болтов.
Теперь приступаем к изготовлению стоек. Обязательно помните, что одна из них левая, а другая правая. Колеса должны быть закреплены с внешней стороны, ни в коем случае не в сторону мотора!
Как правило, в боковых стенках кронштейнов, снизу и сверху, сверлятся отверстия для фиксации стоек в двух положениях – транспортном (верхнее) и рабочем (нижнее). Такое же отверстие предусмотрено в стойках – через него продевается стопорный штырек.
Сами стойки изготавливаются из нержавеющей трубы сечением 25-30 мм. Длина выбирается исходя из конструкции лодки. В большинстве случаев она составляет около 50-60 см. Если предусмотрен изгиб, то его выполняют по центру, в этом случае угол между плечами составит 35°.
В нижней части стоек крепятся колесные оси, если их не удалось изготовить, можно использовать болты М8, приварив шляпкой к самим стойкам. Колесо фиксируется шплинтом. В верхней части стоек должно быть два отверстия. Одно для крепления к кронштейну, другое для возможности менять положение с транспортного в рабочее.
Альтернативные варианты
Приведенный выше пример – лишь один из множества вариантов. Стойки могут быть круглые или из толстых пластин (все зависит от предполагаемой нагрузки). Вместо нержавеющей стали может быть использован алюминий или простая «черняшка».
В последнем случае необходимо обязательно тщательно прогрунтовать и прокрасить все узлы шасси. Конструкция соединений и запирающие устройства могут варьироваться от самых простых (труба в трубу) до самых изощренных. Самое главное чтобы система надежно работала и была проста в эксплуатации.
Дерзайте! Удачного вам клева и отдыха.