Старенькие, но заботливо ухоженные «Невские» катушки по дальности заброса и легкости хода ничуть не уступают бюджетным мультипликаторам, а некоторые даже превосходят.
Что собой представляют инерционные катушки
Термин «инерционная» определяется конструкцией катушки. Ее барабан (шпуля) располагается параллельно движению лески в момент подмотки или заброса. Из этого следует, что забрасываемая оснастка преодолевает инерцию вращения барабана. Утверждение, что чем проще, тем надежнее, в полной мере подходит именно к инерционной катушке лучше всего.
Самая простая состоит из следующих элементов:
- корпус с лапкой для крепления к удилищу;
- ось для насадки барабана (перпендикулярно корпусу);
- барабан (шпуля);
- стопор обратного хода (трещетка);
- механический тормоз.
Последнего может и не быть, а опытные рыбаки часто демонтируют его намеренно, предпочитая осуществлять подтормаживание в момент заброса рукой.
Чаще всего барабан изготавливался из алюминия, и непосредственно на нем монтировались две небольшие ручки, с помощью которых осуществлялась подмотка. У первых моделей в центре барабана находилась втулка, сквозь которую проходила ось.
Позднее этот узел стали дорабатывать, добиваясь максимальной плавности хода, иногда для этого устанавливали подшипники.
Разновидности инерционных катушек
Если не рассматривать мультипликаторы, по сути являющиеся более дорогостоящей и модернизированной версией инерционных катушек, то условно можно выделить три разновидности:
Классические
Выпускаются с разными размерами барабана и конструкцией ходовой части. Особых отличий между ними нет и принцип действия одинаковый.
Они целиком изготовлены из металла, легких сплавов, могут иметь антикоррозийное покрытие.
Малогабаритные
Помимо небольших размеров они могут быть как частично, так и полностью пластиковые.
Наверно многие вспомнят свои первые пластмассовые катушечки, которые ставились на легкие бамбуковые удилища.
В настоящее время они нередко используются для зимних удочек и жерлиц.
Нахлыстовые катушки
Эти катушки можно сразу отличить по внешнему виду.
При среднем диаметре, барабан значительно шире классического, что обусловливается необходимостью вмещать большие объемы бэкинга и собственно нахлыстового шнура. Механизм практически ничем не отличается от большинства иных инерционных катушек.
Достоинства и недостатки
К достоинствам инерционных катушек, можно отнести их надежность и долговечность, что обеспечивается простотой конструкции и неприхотливостью в обслуживании.
Также для них характерна высокая ремонтопригодность, относительно низкая стоимость и прекрасный контроль при вываживании. Кроме того, они фактически не перекручивают леску.
Популярные модели
«Невская»
Пожалуй, самая известная и долгоживущая инерционная катушка. Конструкция с момента создания существенных изменений не претерпела. Корпус со стальной осью, барабан с двенадцатью шпильками, тормоз-трещетка и подтормаживатель. Весит она приблизительно 230 г, а диаметр барабана 130мм.
На нее можно намотать порядка ста метров лески 0,7 мм. Трещотка включается рычажком на внешней стороне корпуса. Снять барабан можно нажав на защелку с внутренней стороны катушки.
«Нельма»
Современный вариант инерционной катушки от компании «Русснасть». Компоновка стандартная. Из новшеств следует отметить патентованный аэродинамический тормоз и оригинальную конструкцию колодочного тормоза.
Диаметр барабана 114 мм, максимальная емкость 100м лески 0,4 мм. Вес катушки 209 г. Плавность вращения обеспечивают два подшипника.
«Нельма Z-2»
Облегченная катушка весом 104 г и диаметром барабана 80 мм. Все узлы выполнены с большой точностью. Корпус и барабан покрыты специальной краской с добавлением твердой окиси алюминия, что предотвращает возникновение коррозии и эффективно противодействует налипанию снега (льда).
Механизм вращения собран на двух высокоточных подшипниках из нержавеющей стали. Есть жесткий стопор обратного хода, а тормозная колодка рассчитана на нагрузки до 15 кг. На барабан помещается до 100 м лески диаметром 0,35 мм.
Akara Onega XT120B 2bb
Дюралюминиевая проводочная катушка бюджетного варианта. Несмотря на два усиленных подшипника закрытого исполнения значительно уступает российскому аналогу, однако за счет небольшой стоимости весьма популярна среди рыболовов.
Корпус литой, диаметр барабана 120 мм. В комплекте имеется удобный чехол для переноски.
«Донская-2»
Мощная катушка с металлическим корпусом и барабаном из ударопрочного полистирола. Подшипников нет, но за счет качественно изготовленной втулки вращение достаточно мягкое.
Вес порядка 415 г, а диаметр 160 мм. Классический трещоточный тормоз. Может применяться с любыми типами удилищ.
«Стубла»
Украинская катушка, выпускающаяся в Житомире, наследница классической «Невской». На оси два подшипника, поэтому вращение очень мягкое.
Диаметр барабана 135 мм. Вес 274 г. Тормозная система классическая, способная выдерживать большие нагрузки. Хорошо подходит для ловли троллингом.
KOLA SALMON Libra Black
Одна из самых популярных в России нахлыстовых катушек для одноручных удилищ. Вес катушки 160 г. Изготовлена методом высокоточного литья. Механизм вращения реализован на подшипнике скольжения.
Система торможения защищена от попадания грязи и воды. При необходимости муфту обратного хода можно развернуть в обратную сторону, что может быть востребовано для рыбаков-левшей.
В некоторых условиях, инерционная катушка способна дать фору своим более технологичным приемникам, поэтому исключать ее из своего арсенала рыбакам пока еще рано.
Видео: Техника заброса инерционной катушкой
https://youtu.be/kWa9HjjGq9A